Посольство Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике
Телефон экстренной связи для граждан России: +963-991-240-999 (угроза жизни, здоровью и безопасности)
/

О планах Запада конфисковать «замороженные» активы Банка России с целью их использования для оплаты военных поставок Киеву



В условиях дефицита финансовых средств для помощи Украине на Западе вновь активизировались дискуссии о конфискации «замороженных» активов Банка России с целью их использования для оплаты военных поставок Киеву. В апреле с.г. в США был принят закон «О мире посредством силы в XXI веке», наделяющий американского президента правом изъятия российских золотовалютных резервов. Документ не содержит правового обоснования для подобной конфискации. При этом кодифицируются неприемлемые для России требования прекратить боевые действия против Украины и выплатить «полную компенсацию» за ущерб либо принять участие в «международном механизме» по репарациям в пользу киевского режима.

Блокирование и конфискация российских активов в западных юрисдикциях являются нелегитимными мерами, нарушающими основополагающие принципы и нормы международного права (в том числе принцип суверенного равенства государств и Устав ООН). Любое посягательство на имущественные права и интересы нашей страны расцениваем не иначе как неприкрытое, циничное воровство и желание пополнить собственные карманы. В более широком плане подобные действия де-факто представляют собой эскалацию экономической агрессии и элемент гибридной войны против России.

Нам хорошо известно, что попытки экспроприации росактивов прямо противоречат законодательству тех государств и объединений, которые намерены прибегнуть к таким мерам. Ссылки же на резолюции Генассамблеи ООН, якобы подтверждающие совершение Россией «агрессии в отношении Украины» и необходимость «компенсации ущерба» киевскому режиму, несостоятельны, поскольку квалификация акта агрессии является исключительной прерогативой Совета Безопасности ООН. Резолюции Генассамблеи носят рекомендательный характер и не дают права на реализацию продвигаемой Вашингтоном и его сателлитами идеи антироссийских «штрафных санкций».

В этом контексте в случае конфискации активов будем руководствоваться правом на ответные меры. Располагаем значительным объемом западных средств и имущества в российской юрисдикции, на которые могут распространяться наши действия. Арсенал политических и экономических мер в отношении недружественных стран у нас имеется. Не станем церемониться и в случае попыток использования обездвиженных российских резервов в качестве обеспечения по облигациям, которые могут быть эмитированы в целях привлечения частного капитала для финансирования Киева. Любые лица и фонды, которые решатся на приобретение таких финансовых инструментов, станут первыми кандидатами на попадание под «контрсанкции» с далеко идущими последствиями для перспектив своей международной деятельности.

Давно убедились в том, что Запад, утративший способность к разработке даже «псевдоправовых» оснований для своих хищнических действий, никогда не собирался соблюдать нормы международного права и собственного законодательства. США и их сателлиты, фактически находясь в предбанкротном состоянии и обеспечивая функционирование собственных экономик за счет наращивания долгов и присвоения чужих материальных ресурсов, пытаются диктовать свои условия странам Мирового большинства. В стремлении сохранить ускользающее доминирование на фоне становления многополярного мира западники открыто прибегают к неоколониальным мерам – односторонним рестрикциям, использованию резервных валют в качестве оружия, волюнтаристскому блокированию и изъятию чужих денежных средств и собственности. Более того, нельзя исключать, что США могут в любой момент попросту перестать платить по собственным внешним долговым обязательствам, вынудив остальных «добровольно» отказаться от финансовых требований к Вашингтону.

В результате любая страна, в той или иной степени зависимая от западных рынков, технологий и финансовой помощи, а также имеющая резервы в западных юрисдикциях, сталкивается с риском полной потери своих активов, когда англосаксам требуется реализовать очередной внешнеполитический «проект» или просто «залатать дыры» в своих хронически дефицитных бюджетах. Подобные агрессивные меры направлены, в том числе, на удушение Глобального Юга и подрыв потенциала его динамичного экономического развития в целях устранения конкуренции и закрепления неформального положения развивающегося мира в качестве «периферии», которая снабжала бы Запад даровыми ресурсами и гарантировала бы рынки сбыта для его промышленности.

Неудивительно, что развитые страны искусственно ограничивают нуждающимся государствам доступ к ресурсам многосторонних финансовых институтов, предоставляемым на льготных условиях. Новые кредиты и долговые послабления, в том числе беднейшим странам-получателям помощи по линии Международной ассоциации развития, зачастую необоснованно увязываются с готовностью следовать политическим установкам Запада, в том числе присоединяться к нелегитимным односторонним ограничительным мерам. По информации Всемирного банка, задолженность развивающихся стран на конец 2022 г. составила 9 трлн долл., в том числе беднейших – рекордные 1,1 трлн долл. (многие из них подвержены серьезному риску или уже находятся в состоянии дефолта). Согласно данным экспертов ЮНКТАД, совокупный долг стран Африки за 12 лет увеличился на 183% до 1,8 трлн долл., что в четыре раза превысило темпы роста национальных ВВП. При этом средневзвешенные процентные ставки по кредитам для развивающихся государств в 3-4 раза выше, чем для развитых. В то же время киевский режим, который на Западе планируется спонсировать, в том числе, за счет украденных российских активов, в декабре 2023 г. получил отсрочку кредиторов из стран «семерки» по своим долговым платежам до марта 2027 г.

Очевидно, что выстраивание устойчивого торгово-финансового взаимодействия с западными «партнерами», доказавшими свою ненадежность, политическую ангажированность и приверженность «двойным» стандартам, бесперспективно в долгосрочном периоде. Западники сами разрушают ими же созданную международную валютно-финансовую систему, игнорируя законные права и интересы развивающихся стран. В этих условиях будущее – за новыми центрами финансово-экономической силы, прежде всего государствами БРИКС, ШОС, ЕАЭС, а также регионами Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки, готовыми к взаимодействию на равноправной и взаимовыгодной основе, без ультиматумов, рестрикций и незаконных конфискаций.